Как выявить корпоративное мошенничество?

Компании, независимо от их размера, могут сталкиваться с мошенничеством и коррупцией. Чаще всего, руководители и собственники даже не догадываются о том, что в их бизнес подвержен подобной опасности. Вследствие этого денежные потери могут долго оставаться незамеченными. Задача по обнаружению таких ситуаций возложена на специалистов форензик.

Например, на одном из автомобильных заводов в РФ после аудита обнаружилось, что производства одного автомобиля требуется целых два кузова. Казалось бы, случай парадоксальный и скрыть его должно быть достаточно трудно. Однако на практике из-за недостаточного контроля работы сотрудников последние умудряются замаскировать свои нарушения очень грамотно и незаметно. Тем не менее, есть определенные индикаторы, которые позволяют форензик-специалистам выявить любые случаи мошенничества.

Форензик – что это такое?

article-photo

По определению форензик – это ряд услуг, которые оказываются с целью обнаружения корпоративного мошенничества и коррупции. Они направлены на анализ и урегулирование ситуаций, в которых компанией были понесены значительные убытки. Исполнитель данных услуг проводит определенные расследования, выявляющие сотрудников компании, совершающих корпоративные преступления. Целью может быть не только выявление злоумышленников, но и дальнейшие судебные разбирательства. Это может зависеть от степени нанесенного ущерба, а также возможности доказать их вину. Если расследование ведут специалисты, владелец бизнеса сможет не только узнать, какие лица причастны к мошенничеству или коррупции, но и сможет привлечь их к ответственности и вернуть утраченные денежные средства.

Услуги форензик

Форензик включает несколько видов услуг, каждая из которых имеет свою специфику.

Корпоративная разведка

  • определение, являются ли юридические и физические лица, причастные к деятельности компании, благонадежными;
  • выявление связей проверяемого лица с другими лицами;
  • информационная поддержка в переговорах, при заключении сделок;
  • информационная поддержка в ходе судебных разбирательств;
  • поиск активов в РФ и за ее пределами, их идентификация;
  • анализирование рисков, связанных с выходом компании на новые рынки.

Проведение внутренних расследований

Внутренние расследования проводятся в отношении:

  • мошенничества сотрудников, контрагентов и прочих связанных с компанией лиц;
  • нарушения корпоративной этики;
  • внутренней коррупции;
  • продажи информации инсайдерами;
  • манипулирования рыночными условиями;
  • отмывания денег;
  • использования конфиденциальной информации без разрешений;
  • вывода активов и денежных средств компании.

Индикаторы корпоративного мошенничества

Признаки мошенничества включают такие ситуации:

  • увеличение закупок при прежних условиях и объемах производства;
  • обнаружение несанкционированной (контрафактной) или несоответствующей требованиям продукции;
  • резко возросшие продажи продукции при уменьшении ее стоимости;
  • значительный рост представительских расходов у сотрудников;
  • уменьшение объемов продаж;
  • жалобы со стороны клиентов компании об ухудшении качества продукции;
  • несоответствие расходов и доходов сотрудника.

Даже один из вышеуказанных признаков может говорить о наличии проблемы.

Виды мошенничества в компании

Наиболее популярные виды мошенничества зачастую касаются закупок и продаж, а также зоны производства. Менее популярные, но также существенные проблемы могут создать такие зоны расходов, как непроизводственные издержки и затраты на персонал.

Каждое звено может стать причиной утечки денежных средств. Но до проведения проверки всей зоны составляется список лиц, которые, возможно, имеют отношение к произошедшим инцидентам мошенничества.

Как проверяют сотрудников?

При проверке физических лиц учитываются следующие критерии:

  • точная идентификация лица;
  • паспортные данные;
  • наличие судимостей и зафиксированных ранее уголовных преступлений;
  • участие в административных правонарушениях;
  • поиск архивной информации;
  • негативный рейтинг или иные данные, зафиксированные в особых реестрах;
  • недвижимость и движимое имущество;
  • расчетные счета и налоги, уплаченные за предыдущие 3 года;
  • задолженность по налогам;
  • кредиторские задолженности;
  • аффилированность (физическое или юридическое лицо, способное оказывать влияние на деятельность юридических и/или физических лиц);
  • родственные связи среди персонала;
  • круг общения;
  • репутация в коллективе, деловая и социальная;
  • активность в медиасфере.

Посредством анализа всех этих аспектов проводится ориентация поискового процесса и в дальнейшем можно будет приступить к аудиту различных отделов компании.

Мошенничество в зоне закупок

Закупка лишнего сырья, а также фиктивная или двойная закупка – один из наиболее частых видов корпоративного мошенничества. Неучтенная продукция в дальнейшем продается заговорщиками, а средства, полученные за нее, ими присваиваются.

Второй популярный способ мошенничества – приобретение товаров или сырья у поставщика по заведомо завышенной цене. Переплата при этом распределяется между поставщиком и человеком, который выполняет эти закупки.

Еще один схожий метод нелегального заработка за счет компании – покупка товаров заведомо худшего качества. Иногда в результате подобных махинаций гибнут люди. Например, на одном из крупных производственных предприятий РФ в результате того, что подрядчик продал контрафактный товар, при выполнении монтажных работ погиб один из электриков. Он по незнанию пользовался закупленными его компанией средствами индивидуальной защиты, не отвечающими требованиям безопасности. Это обнаружили форензик-специалисты в ходе расследования произошедшей ситуации. В ходе судебных разбирательств репутацию компании удалось оправдать, а недобросовестный поставщик понес наказание.

Каких неприятностей позволяет избежать форензик?

Своевременный форензик-аудит позволяет предотвратить и выявить следующие случаи:

  • заговор с поставщиком и выбор подрядчика на невыгодных условиях;
  • махинации, связанные с проведением тендеров;
  • необоснованная авансовая плата поставщикам товаров или услуг;
  • чрезмерное авансирование товаров и услуг с целью получения статуса банкрота или признания невозможности выполнения обязательств по выплате кредита.

Способы борьбы с мошенничеством на производстве

Мошенники, пользуясь своими полномочиями, придумывают различные схемы. Чаще всего на производстве это проявляется в виде необоснованного списания продукции в брак или выполнения определенных манипуляций с документами, справочниками и классификаторами. Руководителя должны насторожить такие моменты со стороны ответственных должностных лиц, как:

  • тендеры с требованиями под конкретного поставщика
  • выбор неизвестного поставщика при минимальной разнице в цене с признанными игроками рынка
  • манипуляции объемом и качеством сырья
  • расходы на «инновации»
  • прием невыполненных работ или некачественного товара
  • манипуляции с неснижаемыми запасами.

Другая схема – ведение параллельного бизнеса. Например, когда один из учредителей, отвечающий за производство, отдает эту задачу субподрядчику – собственной фирме, оформленной на него или его родственников. Наиболее вопиющие ситуации – это когда сотрудники в обеих компаниях одни и те же. По факту денежные средства просто перетекают из одного предприятия в другое в обход остальных учредителей.

Мошенничество может процветать и в силу того, что в компании есть неучтенная готовая продукция, сырье или полуфабрикаты. Это неучтенный товар либо материалы накапливаются и реализуются несанкционированным образом. Такое возможно, если:

  • имеют место манипуляции с нормами производства, брака и отходов;
  • даются неправдивые показания контрольно-измерительных приборов или они ломаются намеренно и в этом случае показания снять вообще невозможно;
  • выводится из строя система видеонаблюдения;
  • со злым умыслом проводится неверное планирование.

В данных ситуация специалисты в области форензик проводят:

  • специальные тесты;
  • анализируют аффилированность юридических и физических лиц;
  • проверяют правомерность доступа определенных лиц к базам данных компании.

Методы борьбы с мошенничеством в продажах

Менеджеру по продажам может быть выгодно реализовывать продукцию по заведомо низкой цене. В закупках очень популярна схема приобретения дешевого контрафакта и перепродажа его под видом оригинальной продукции. В этих случаях работники компании получают определенный процент от контрагентов за такую «помощь».

В своих расследованиях форензик-специалисты обязаны обнаружить факты, подтверждающие предоставление необоснованных преимуществ контрагентам, и направленные на дискриминацию интересов собственника бизнеса. К ним также относятся:

  • продажа товара по необоснованно низкой цене;
  • предоставление покупателям скидок, противоречащих условиям проводимых компанией акций;
  • фиктивность или чрезмерность продаж;
  • отсрочки выполнения обязательств по поставкам или оказанию услуг без вразумительного объяснения;
  • другие случаи.

Риски форензик, касающиеся персонала и непроизводственных отходов

К таким рисках часто бывают причастны бухгалтеры и исполняющие обязанность директора лица. В результате их действий могут наблюдаться такие нарушения, как:

  • выплата премий и бонусов, которые не обоснованы политикой компании;
  • искажение фактов с целью дополнительных начислений к зарплате сотрудников;
  • оплата труда несуществующих в штате лиц;
  • намеренное завышение суммы расходов, которые выделяются на ремонт и строительно-монтажные работы;
  • инвестиции и действия с ценными бумагами, которые причиняют или могут причинить финансовый ущерб компании;
  • благотворительность;
  • заключение «липовых» страховых договоров в отношении имущества компании;
  • аренда помещений или найм сотрудников на условиях, которые невыгодны компании.

Какие компании находятся в зоне риска?

Ложное предположение о том, что корпоративное мошенничество затрагивает только крупные компании, порой не позволяет владельцу небольшого бизнеса признать наличие данной проблемы в своей фирме. Тем не менее, форензик-услуги порой оказываются необходимы даже в тех случаях, когда компания маленькая или по мнению владельца совершенно не подвержена подобным рискам. Нередки случаи и когда, чтобы избежать мошенничества, на работу нанимают родственников или друзей, к которым до выявления нарушений у владельца бизнеса было безусловное доверие. В таких случаях из-за «пелены на глазах» последний просто не видит того беспредела, который происходит прямо перед ним.

Важно понимать, что невозможно развивать собственное дело, когда денежные средства «утекают сквозь пальцы». А продажа бизнеса, в котором наблюдаются подобные проблемы, будет продать очень трудно, ведь покупатель скорей всего поймет, что в компании что-то не так.

Статистика махинаций в компаниях

РФ Если прибегнуть к найму форензик-специалистов нет возможности, то владелец может самостоятельно проанализировать ситуацию, ориентируясь на информацию, описанную в статье.

В первую очередь стоит обратить внимание на топ-менеджеров, ведь именно они, согласно исследованию аудиторской компании KMPG, воруют чаще других. В KMPG вывели свою статистику методов незаконного присваивания корпоративных средств. В соответствии с опубликованными данными, в 46% случаев происходит присвоение активов и доходов. На 11% случаев форензик приходится искажение финансовой отчетности. Еще 11% занимают убыточные для компании соглашения с поставщиками и подрядчиками, а попросту взяточничество.

По данным, опубликованным компанией Deloitte, за 2019 -2020 года 55% компаний в странах бывшего СНГ столкнулись с мошенничеством. Хищения происходили на всех уровнях, в 56% случаев вина лежала на сотрудниках, которые занимают должности среднего звена. Из всех пострадавших компаний 37% заявили о потере репутации, 46% - о финансовом ущербе. Основные нарушения – сговор с контрагентами, коррупция и противозаконное присвоение активов. Причиной нарушений в компаниях являлась недостаточная степень контроля. В этом признаются сами сотрудники. Однако это происходит лишь потому, что у них есть такая возможность. Исключив ее, руководство компании сможет избежать главных рисков возникновения корпоративного мошенничества.